Фрагмент для ознакомления
2
Интерес к изучению памяти появился одновременно с пониманием людьми собственной предрасположенности к запоминанию и сохранению информации. В то же время память постоянно сочеталась с обучением, то есть с накоплением информации, и попытка интерпретировать, почему человек может хранить информацию, совпадала со знакомыми способами хранения.
На сегодняшний день не существует общепринятой концепции памяти.
В ассоциативной теории память рассматривается как сложная система кратковременных и долговременных ассоциаций по сходству, различию. Ассоциации возникают случайным образом, и память всегда выделяет определенную информацию. Использование ассоциативной теории позволило ученым получить много полезной информации для понимания ее законов. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие закономерности функционирования и механизмы памяти (например, законы Г. Эббингауза) [3].
В советской психологии памяти система представлений "память – деятельность" сложилась и утвердилась в качестве ведущей теоретической концепции. Генетическим ядром этой концепции является идея, восходящая к именам Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева об опосредованном характере человеческой психики и об активности как определяющем факторе ее развития. Исходное положение этой концепции состоит в том, что психологическая природа человеческой памяти не может быть понята и объяснена, если ее рассматривать как "естественную функцию" импринтинга. Характеристики памяти могут быть адекватно раскрыты и поняты только в связи с характером и особенностями предметной деятельности человека [8].
П.И. Зинченко сформулировал положение о естественной зависимости продуктивности запоминания материала от его места в структуре действия [4].
Г.К. Середа развил идеи П.И. Зинченко, подчеркнув, что никакая деятельность не может происходить вне и помимо процессов памяти, точно так же, как никакие процессы памяти не могут быть представлены вне деятельности. Сами по себе мнемические акты всегда осуществляются непроизвольно, и только предметная деятельность, в рамках которой осуществляются эти акты, независимо от ее направленности (познавательная, практическая, мнемическая), поддается сознательной произвольной регуляции. В середине мнемический эффект действия является одновременно продуктом и мыслительным актом, который регулирует действие в его переходных фазах: будучи продуктом предыдущего шага, он является условием для реализации предстоящего [14].
А.В. Петровский определял память как – запоминание, сохранение и дальнейшее воспроизведение индивидом своего опыта [19].
По определению , Ж. Пиаже, память - это набор информации, которая усваивается мозгом и управляет поведением человека [15].
Память, по мнению В. Г. Крысько, - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек размышлял, делал или переживал [21].
По мнению Ю. Л. Коломинского и Е. А. Панько, память - это запоминание, сохранение и дальнейшее воспроизведение жизненного опыта человека. В то же время они указывают на то, что, например, дети легко запоминают то, что их интересует, что привлекает их внимание [20].
А. Р. Лурия считает, что память - это запечатление, сохранение и воспроизведение прожитого опыта, в результате чего есть шанс накопить информацию и разобраться с предыдущим опытом человека после того, как вызвавшие их картины исчезли. События памяти могут в равной степени относиться как к эмоциональной сфере, так и к сфере восприятия. Все закрепленные знания и навыки, а также умение их использовать будут отнесены к разделу памяти [24].
Е.Н. Соколов дает такое определение памяти. Память - это отражение того, что произошло в прошлом опыте. Это отражение основано на формировании достаточно сильной связи по их актуализации и функционированию в будущем [18].
Память играет огромную роль в жизни человека. Человек, лишенный этого, не может думать, учиться, творить. Без памяти невозможно реализовать себя как личность. Она также определяется как психологический процесс, который выполняет роль запоминания, сохранения и воспроизведения, эти процессы представляют собой основу памяти.
В настоящее время исследование процесса запоминания и его закономерностей продолжается в русле многих наук.
В научной литературе выделяют различные виды памяти.
Генетическая память лежит в основе распространения наследственных признаков, обеспечивающих формирование определенных органов и тканей. Также наряду с этими признаками передается определенная модель поведения организма, которая выражается рефлексами, эмоциями. Но в то же время интуиция уступает место разуму и заменяется индивидуальной памятью. Индивидуальная память – это память, которую человек приобретает на протяжении всей своей жизни.
В зависимости от того, что именно воспринимает и воспроизводит человек, различают четыре основных вида памяти: наглядно-образная; словесно-логическая (или словесно-смысловая); двигательная (моторная) - память движений и эмоциональная память [6].
По степени волевой регуляции памяти выделяется: произвольная память (которая используется, если нужно запомнить что-либо и сам процесс требует усилий от человека) и непроизвольная (задача запоминания не ставится, это происходит само собой).
По характеру запоминаемого материала можно выделить следующие виды: зрительная, слуховая, тактильная память.
По параметрам продолжительности хранения информации в памяти выделяют сенсорную память, где хранение осуществляется не более 1,5 с., кратковременную, со временем хранения не более 30 с. и долговременную память, которая позволяет хранить материал постоянно.
Существуют и другие классификации типов памяти:
1. Непосредственный тип - сохраняется в течение 0,25 секунды. Учитывает взаимосвязь между последующими временными интервалами.
2. Оперативный тип. Это раздел памяти, который в данный момент запущен. Он характеризуется тем, что время обработки информации может достигать до 20 секунд. Объем этой памяти намного меньше, чем непосредственной.
3. Долгосрочный тип. Хранятся образы явлений и объектов внешнего мира, которые нужны человеку в течение длительного времени, которыми он периодически пользуется [7].
Традиционно в психологии принято выделять шесть типов памяти:
1) двигательный тип, связанный с запоминанием и воспроизведением движений;
2) образная память, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств; в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образная память делится на зрительную, слуховую, тактильную и др.;
3) вербально-логическая (форма памяти, свойственная человеку), связанная с запоминанием, распознаванием и воспроизведением мыслей, понятий, выводов и т.д., этот тип памяти напрямую связан с обучением. Человек, обладающий таким типом памяти, обладает способностью быстро, точно запоминать значение происходящих явлений, логику мышления и смысл текста, который он читает, и тому подобное;
4) эмоциональная память, ответственная за запоминание и воспроизведение сенсорных восприятий вместе с объектами, которые их вызывают.
5) непроизвольный тип памяти, который характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы, не ставя перед собой никакой цели запомнить это и воспроизвести;
6) произвольный (намеренный) тип памяти – осмысленный, продуманный с определенной целью и задачей усвоения и воспроизведения материала с использованием определенных приемов [26].
Уникальность памяти как высшей психической функции заключается в ее неразрывной связи с другими психическими процессами, поскольку они оперируют информацией, которая помещается в память в конце процесса или извлекается из памяти при его инициировании.
Память, как высшая психическая функция, представлена мнемическими процессами, а именно размещением информации в памяти (запоминание), хранением информации, воспроизведением информации (запоминание) и потерей информации из памяти (забывание).
Запоминание. Каждый день каждый человек сталкивается с огромным потоком информации, только часть которой фиксируется в его сознании. Процедуры фильтрации, регистрации, преобразования и трансляции информации, поступающей из внешних источников, контролируются мнемическими процессами. На этапе получения информации извне происходит акт запоминания, то есть регистрация данных в памяти индивида, контролируемый процессом размещения информации в памяти. Запоминание может быть, как произвольным (преднамеренным), осуществляемым индивидом целенаправленно, так и непроизвольным (непреднамеренным), происходящим на бессознательном или подсознательном уровне. Также принято различать осмысленное и механическое запоминание. При осмысленном запоминании субъект осознает логические связи между отдельными элементами поступающей информации. Механическое запоминание в первую очередь связано с ассоциациями смежности и характеризуется другими паттернами [17].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонов, А. Ю. Психология мнемических явлений: Учебное пособие [Текст] / А. Ю. Агафонов,Е. Е. Волчек. - Самара: Изд - во Универс - групп, 2022.
2. Асмолов, А. Г. Мир восприятия и памяти. Культурноисторическая психология и конструирование миров [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2022.
3. Богословский, В. В. Общая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / В. В. Богословский А. А. Степанов, А. Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 2021.
4. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Академия, 2021.
5. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание [Текст] / П. И. Зинченко. - М. : Просвещение, 2021.
6. Зинченко, Т. П. Когнитивная и прикладная психология [Текст] / Т. П. Зинченко. - Воронеж: Изд - во НПО «МОДЭК», 2020.
7. Изюмова, С. А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики. Вопросы психологии [Текст] / С. А. Изюмова. 2024.
8. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология; Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М. : Сфера, 2021.
9. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии. Учебное пособие для вузов по специальности "Психология" [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2020.
10. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / А. Р. Лурия. — М.: Издательский центр «Академия», 2023.
11. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2021.
12. Мещерякова, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм - Еврознак, 2023.
13. Моро, М. И. Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон носителе. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. - М.: Просвещение, 2022.
14. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. — 4-е изд. [Текст] / Р. С. Немов. — М. : «ВЛАДОС», 2023.
15. Никитина, Т. Б. Как развить хорошую память [Текст] / Т. Б. Никитина. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2024.
16. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. : Изд - во Юрайт, 2021.
17. Рикер, П. Память, история, забвение [Текст] / П. Рикер. Пер. с франц. - М. : Изд - во гуманитарной литературы, 2024.
18. Родионова, А. С. Психолого-педагогические условия развития памяти у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Научно - методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 106 - 110. URL: http://e-koncept.ru/2015/95065.htm.
19. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - СПб. : Речь, 2022.
20. Смирнов, А. А. Формирование приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста и младших школьников. // Вопросы психологии [Текст] / А. А. Смирнов, З. М. Истомина, К. П. Мальцева, В. И. Самохвалова. 2014.
21. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. - 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2021.
22. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. - 8-е изд., Учебное пособие [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2023
23. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: Учебное пособие [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2023.
24. Холодова, О. Юным умникам и умницам: Задания для развития познавательных способностей (9 - 10 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1 [Текст] / О. Холодова. - 3-е изд. - М.: Росткнига, 2021
25. Холодова, О. Юным умникам и умницам: Задания для развития познавательных способностей (9 - 10 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2 [Текст] / О. Холодова. - 3-е изд. - М.: Росткнига, 2019.
26. Холодова, О. Юным умникам и умницам: Задания для развития познавательных способностей (9 - 10 лет) [Текст] / О. Холодова, Методическое пособие, 4 класс (1 - 4). - М.: Росткнига, 2024.
27. Шадриков, В. Д. Мнемические способности: диагностика и развитие [Текст] / В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина. - М. : Педагогика, 2021.
28. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М., 2024.
29. Коростелева Е.Ю. Развитие памяти у младших школьников в процессе обучения / Е.Ю. Коростелева, Т.А. Тямусова // Вектор науки ТГУ. – 2020. – №1 (1). – С. 44–53.